Общество // 07.08.2015
В аэропорту Красноярска приземлились самолеты военных лет, выполнявшие перелет по трассе "Аляска-Сибирь"

В аэропорту Красноярска приземлились самолеты военных лет, выполнявшие перелет по трассе "Аляска-Сибирь"

В рамках проекта "Аляска-Сибирь – 2015" два военно-транспортных самолета времен Второй мировой войны "Douglas С-47" в сопровождении самолета Ан-26 красноярского авиапредприятия "КрасАвиа" совершили посадку в аэропорту "Емельяново", завершив исторический перелет по маршруту из города Грейт-Фолс (штат Монтана США) в Красноярск.

Идея перелета на раритетных военно-транспортных машинах из США в Россию по сложнейшему маршруту, в условиях максимально приближенных к тем, в которых приходилось работать летчикам на трассе "Аляска-Сибирь" в далеком 1942 году, принадлежала энтузиастам авиационного фонда "Браво-369" и российской компании "Русавиа".

Экипажи "Дугласов", в которые входят как российские, так и американские авиаторы, в ходе торжественной встречи в аэропорту "Емельяново" поприветствовал первый заместитель Губернатора - руководитель Администрации Губернатора Красноярского края Сергей Пономаренко.

Он отметил, что перелет по легендарной авиамагистрали "Аляска-Сибирь", которую в годы войны неофициально называли красноярской, вызвал неподдельный интерес у жителей региона, особенно у молодежи, интересующейся краеведением и военной историей России.

"Авиатрасса "Аляска-Сибирь" – уникальный пример сотрудничества Соединенных Штатов Америки и Советского Союза. Проект исторического перелета, свидетелями которого мы сегодня стали, – это дань уважения тем людям, которые, находясь в тылу, каждый день рискуя жизнью, приближали Победу. Эта трасса унесла большое количество жизней из-за плохих метеоусловий, поломок техники, отсутствия эффективного навигационного оборудования. Проект возвращает нас к тем событиям, заставляет нас задуматься о цене Победы", - подчеркнул Сергей Пономаренко.

17 июля в рамках международного проекта "Аляска – Сибирь – 2015" два военно-транспортных самолета времен Второй мировой войны "Douglas С-47" вылетели с аэродрома города Грейт-Фолс (штат Монтана США), где в годы войны базировались самолеты, переправлявшиеся в СССР, далее через Канаду группа отправилась на Аляску в город Фэрбенкс.

Затем группа взяла курс на Россию в направлении Красноярска, сделав по пути остановки в Анадыре, Магадане, Якутске и Братске и повторяя маршрут поставок вооружений и боеприпасов из США в Советский Союз по программе ленд-лиза. Эта трасса, получившая во время войны название "Аляска-Сибирь", позволила перегнать в 1942-1945 годах для Красной Армии из США около 8 тыс. различных боевых машин.

Организаторами проекта выступили американский авиационный фонд "Браво-369" при поддержке фирмы Wargaming.net вместе с российской компанией "Русавиа", выкупившей два американских "Дугласа" С-47 у частных владельцев.

Пилотировали машины на протяжении всего пути российские летчики, которые прибыли для этого в США. Из Фэрбенкса (Аляска) до воздушной границы США их провожал в небе еще один американский самолет времен Второй мировой войны АТ-6 "Тексан", которым управлял руководитель авиационного фонда "Браво-369" Джефф Гир.

Доставку на старт обслуживающей авиаперелет команды, а также транспортировку необходимых для реализации проекта грузов по российской части маршрута Анадырь-Магадан-Якутск-Братск-Красноярск обеспечивал самолёт красноярского авиапредприятия "КрасАвиа" Ан-26.

Во всех американских, канадских и российских городах, где самолеты совершали посадки, прошли мероприятия, посвященные юбилею Победы.

В Красноярске делегация пробудет три дня. В программе - встречи с поисковыми отрядами края, участниками проектов "Пост №1" и ТИМ "Юниор", а так же молодежным активом региона. Летчикам покажут краеведческий музей и проведут обзорную экскурсию по городу. Кроме того, для членов делегации планируется показ документального фильма "Крылья. Ворота Крайнего Севера", который был снят красноярским режиссером Элиной Астраханцевой. Фильм рассказывает о зарождении и развитии полярной авиации, в том числе и об авиатрассе "АлСиб".

Из Красноярска пара "Дугласов" полетит в Москву, чтобы в конце августа принять участие в международном авиакосмическом салоне МАКС-2015. После этого "Дугласы" будут переданы Центральному музею Вооруженных сил в российской столице.

Во время войны в Красноярске была устроена основная база для американских самолетов, отправлявшихся затем уже на фронтовые аэродромы. Протяженность трассы от аэродрома Лэдд-филд в Фэрбенксе до Красноярска составляла 6,5 тыс. км. Учитывая американский отрезок трассы в 3000 миль (4800 км) над Канадой и еще многие тысячи километров до фронтовых аэродромов, общий путь самолетов составлял порядка 14 тыс. километров. Летать приходилось в тяжелейших погодных условиях над опасными районами, в том числе зоной вечной мерзлоты.

Американский пилот бомбардировщика В-24 Томас Уотсон писал в своем военном дневнике: "Случись любая вынужденная посадка, у человека не будет никаких шансов остаться в живых, если он потерпит аварию над этим районом. Он слишком далек от любого места, до которого можно дойти, и здесь слишком холодно, чтобы выжить".

Во время перегона самолетов на трассе "Аляска-Сибирь" погибли 205 человек.  


Комментировать    Версия для печати