Общество // 15.07.2016
Московский веломузей пополнился уникальным экспонатом

Московский веломузей пополнился уникальным экспонатом

В музее появился велосипед немецких летчиков обучавшихся в Липецкой авиашколе в 20-30-х годах прошлого века.

Как рассказал создатель и хранитель музея Андрей Мятиев, очередной интересный экземпляр с уникальной историей готов для экспозиции его веломузея, который расположен в Москве. 

«Минувшей весной во время моей поездки по градам и весям родной земли, в городе Воронеже в коллекцию веломузея был передан редкий гоночный велосипед производства германской фирмы Gritzner, располагавшейся когда-то в городе Дурлах (Durlach)» - рассказал Андрей Мятиев в сообществе веломузея «ВКонтакте». «В наше время Дурлах является одним из районов города Карсруэ. Кстати, именно на велосипеде этой фирмы наш соотечественник Онисим Панкратов в 1911-13 годах совершил свое беспримерное путешествие вокруг Света. Владелец велосипеда - Анатолий Валентинович Смирягин поведал историю велосипеда, 3 поколения находившегося с его семье. 

RfKMPDLDGPQ.jpg

3lTQMQjEtLU.jpg 

- История данного велосипеда начинается ориентировочно в 1935 году, - рассказывает Анатолий Смирягин. - Его первый владелец неизвестен. Вторым владельцем является мой отец Смирягин Валентин Григорьевич (1908 - 1988). Из рассказов своего отца я знаю, что купил он его с рук в 1937 году. С этого времени он активно занимался спортом, в том числе и велосипедным. А летом 1942 года, когда фашисты приближались к Воронежу, он на этом велосипеде эвакуировался в город Борисоглебск Воронежской области (220 км). После освобождения Воронежа, несмотря на большую занятость, находилось время для участия в велопробегах, посвященных различным знаменательным датам. 

В дальнейшем отец поступил учиться на заочное отделение Всесоюзного заочного института связи и времени заниматься велосипедом совсем не осталось. А в 1964 году отец подарил мне велосипед "Орленок", и пока я учился на нем кататься, он стал реставрировать свой. После долгого хранения на нем было много ржавчины, деревянные обода на колесах сгнили, рукоятки на руле тоже. Он очистил ржавчину, подкрасил раму, восстановил никелированное покрытие руля, весь его перебрал, смазал, купил обода от велосипеда "Чемпион" и собрал колеса. После этих работ мы с отцом неоднократно совершали велопрогулки в окрестностях города. Когда я вырос из "Орленка" стал кататься на этом велосипеде. Все мои друзья разглядывали его и удивлялись, как он сохранился.

x4RhKn7QRA4.jpg

Когда подросли мои сыновья, я им купил велосипеды "Десна". И я на этом велосипеде вмести с ними стал совершать велопрогулки в окрестностях Воронежа. Впоследствии дети выросли и обзавелись своими семьями и велосипед последние 20 лет не использовался." 

После возвращения из поездки я принялся за разборку и дефектовку велосипеда, а также начал поиск оригинальных комплектующих, самыми дефицитными из которых были деревянные обода. Свободного времени в последние месяцы хронически не хватало, так что работы продвигались медленно, но вот на прошлой неделе велосипед наконец был собран! Аппарат получился на редкость красивый! 

sQHpBr9MtYE.jpg

Несколько слов о происхождении данного велосипеда... Судя по элементам конструкции, а также по некоторым особенностям клеймения деталей, велосипед изготовлен в 1927-1930 годах. Но! Известно, что продукция фирмы Gritzner в Советскую Россию не поставлялась! Как же попал этот велосипед в СССР? Да еще в далекий от столиц Воронеж? Если бы история велосипеда прослеживалась с послевоенных времен - сомнений в его происхождении бы не было - военный трофей или награда. Собственно, у меня есть всего одна достаточно достоверная версия, базирующаяся на некоторых малоизвестных исторических фактах. Так вот, моя версия: велосипед был привезен в СССР одним из немецких военных летчиков, проходивших обучение в Липецкой летной школе в 1928-1932 годах! Расстояние от Липецка до Воронежа небольшое - всего чуть более 100 км, так что велосипед вполне мог быть продан в Воронеж или попасть туда в результате нескольких перепродаж. Известно, что через Липецкую авиашколу с 1925 по 1932 год прошло около 120 пилотов-истребителей и около 100 летчиков-наблюдателей из Германии. Также известно, что после закрытия авиашколы в 1932 году большая часть материальной части и прочего имущества была передана немцами советской стороне..."

Напомним, в Липецке с 1925 по 1932 год в местной авиашколе проходили обучение и проводили испытания летной техники авиаторы Веймарской Республики - государства возникшего после распада Германии потерпевшего поражение в Первой мировой войне. Немецкие лётчики покинули Липецк после прихода в Германии к власти Адольфа Гитлера и нацистов. 

Теги: велосипед, история, музей, немецкая авиашкола, Веймарская республика

Комментировать    Версия для печати