Мир // 26.03.2014
Стыковка корабля «Союз» с МКС перенесена на двое суток

Космический корабль «Союз» не смог с первой попытки причалить к Международной космической станции.

С космодрома Байконур отправилась очередная звездная экспедиция: на борту корабля "Союз ТМА-12М" к Международной космической станции полетели россияне Александр Скворцов и Олег Артемьев, а также американец Стивен Свонсон. Стыковка должна была произойти по "короткой схеме" - уже через шесть часов после старта, в 7 часов 4 минуты по московскому времени. Однако она перенесена на двое суток, - сообщает "Российская газета".

За час до намеченного времени приняли решение перенести стыковку на 28 марта. В Роскосмосе объяснили, что возникли проблемы в системе ориентации "Союза". В Центре управления полетами успокаивают: на корабле есть все необходимое для двухсуточного полета.

Как сообщили в Центре управления полетами, причиной стал сбой бортового компьютера: не была выдана команда на включение двигателей ориентации корабля. Впрочем, это пока предварительные данные. Анализ ситуации продолжается.

Надо сказать, что "короткая" схема полета к МКС сейчас основная. Впервые она была применена в марте прошлого года, когда на корабле "Союз ТМА-08М" полетел экипаж с одним из самых опытных командиров - Павлом Виноградовым. До этого корабли добирались до космической станции двое суток.

Разница, делились потом космонавты, огромная: только четыре витка вокруг Земли на космическом корабле, а не примерно тридцать, - и встреча со станцией. В настоящее время двухсуточная схема стыковки стала резервной: в программу полета изначально заложена, что если "экспресс-доставка" не может быть осуществлена, то включается запасной вариант. Как подчеркивают специалисты, у "Союза" хватает запасов топлива, а на его борту есть абсолютно все для экипажа - запасы еды, воды. Космонавтам ничто не угрожает.

На орбите новый экипаж должен отработать полгода. Программа напряженная. Так, космонавтам предстоит принять и разгрузить несколько грузовых кораблей. Они дважды покинут станцию, чтобы выполнить за бортом необходимые монтажные операции по российской программе. Кстати, как признаются сами космонавты, во время выхода в открытый космос напряжение всегда такое, что сразу теряются 3-4 килограмма. Никаких диет не надо. Ну, и, конечно, у экипажа очень большая научная программа.

Команда, по оценке специалистов, летит надежная и работоспособная. Экипажу под руководством Александра Скворцова понадобилось полтора года, чтобы сработаться и стать единой командой. За плечами командира корабля Александра Скворцова есть 176-суточная вахта на орбите: первый полет состоялся четыре года назад. Олег Артемьев летит впервые, но зато в его багаже - участие в уникальном эксперименте "МАРС-500" по имитации марсианской экспедиции. А до зачисления в отряд космонавтов Олег как инженер-испытатель сам готовил экипажи МКС к выходам в открытый космос.

Американец Стивен Свонсон отправился к звездам в третий раз, причем уже четырежды работал в открытом космосе. Примечательный факт: делегация НАСА, обеспечивающая полет своего астронавта, прибыла на космодром Байконур (и улетит обратно) чартерным рейсом на самолете Sukhoi Superjet 100 авиакомпании Центр-Юг.

На космодроме экипаж провожали дублеры. В запасной экипаж впервые за последние 17 лет вошла россиянка - бортинженер Елена Серова. Вместе с Александром Самокутяевым и Барри Уилмором она готова была в любую минуту подстраховать своих коллег. "Запасники" наравне с основным экипажем и учились, и сдавали предполетные экзамены в Звездном городке, и проходили предстартовую подготовку на Байконуре. Если бы вдруг даже один космонавт из основного состава по какой-то причине не смог полететь, то экипаж полностью бы поменяли. Такой порядок.

Впрочем, замена за всю историю отечественной пилотируемой космонавтики понадобилась лишь дважды. Есть еще один нюанс: сегодняшние дублеры - как правило, основной экипаж на "завтра". Так что, скорее всего, уже осенью Елене Серовой предстоит дальняя дорога к звездам.

После возвращения на Землю 11 марта на корабле "Союз ТМА-10М" россиян Олега Котова и Сергея Рязанского, а также американца Майкла Хопкинса, командование на МКС перешло к японцу Коичи Ваката. Вместе с Ваката на МКС работают Михаил Тюрин (Россия) и Рик Мастраккио (США). После прибытия на корабле "Союз ТМА-12М" Александра Скворцова, Олега Артемьева и Стива Свонсона на Международной космической станции будут вновь нести вахту шесть человек.