Общество // 08.12.2014
Росияне могут добиться компенсаций за завышенные цены через ФАС

Росияне могут добиться компенсаций за завышенные цены через ФАС

Если ФАС зафиксируют картельный сговор, то россияне смогут получить компенсацию от 1 до 15%

Федеральная антимонопольная служба готовит пакет поправок в закон «О конкуренции», которые обяжут участников картелей компенсировать убытки заказчикам, пострадавшим от их ценового сговора. Об этом «Известиям» рассказал начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский. Речь идет о компенсации от 1% до 15% от понесенных клиентом затрат по завышенной цене у поставщика, занимающего доминирующее положение (его доля на рынке каких-либо товаров и услуг, в том числе региональном, выше 35%). Получать компенсации смогут и организации, и граждане. Внести на обсуждение Госдумы проект документа планируется в весеннюю сессию. В качестве примеров сфер, где могут быть найдены сговоры и выплачены компенсации, Пузыревский привел торговлю бензином, продуктами питания, услуги ЖКХ и проч. Сейчас ФАС, кстати, ведет расследование о резком удорожании гречки.

По словам Пузыревского, необходимость ввести четкие рамки для компенсации пострадавшим от рыночного сговора продиктована тем, что в каждом отдельном судебном случае трудно определить справедливое возмещение. Чтобы получить часть своих денег назад, потребителю надо будет удостовериться, что ФАС выявила ценовой сговор поставщиков, и что в суде факт сговора был подтвержден. Затем приобретатель товара или услуги должен подать иск в суд, приложив к нему чек или договор с недобросовестной компанией и решение ФАС, рассказывает Пузыревский. Если иски поданы одновременно, суд объединит их в одно производство. Если иск подает организация, например общество защиты прав потребителей, в защиту интересов неопределенного круга лиц, тогда в случае успеха такого истца пострадавшему следует, имея на руках это положительное решение суда, подавать свое собственное исковое заявление.

— За нарушение антимонопольного законодательства есть три вида юридической ответственности, — объясняет необходимость уточнения ответственности ритейлеров и их поставщиков Сергей Пузыревский. — Во-первых, это административная ответственность — она у нас на сегодня развита лучше, чем другие, так как в КоАП прописан более или менее эффективный механизм ее применения. На компании и должностных лиц накладывается больше всего санкций именно административного характера. Во-вторых, уголовная ответственность, она следует за злостное злоупотребление доминирующим положением либо за участие в картеле, которое повлекло извлечение крупного дохода для нарушителя. Количество уголовных дел, однако, исчисляется единицами, их практически нет. То же самое и с третьим видом юридической ответственности — гражданско-правовой. То есть лица, которые столкнулись с проявлениями монополистической деятельности (монопольно высокими ценами, дискриминацией при приобретении товара), фактически не могут гарантировано получить возмещение причиненных убытков. Речь идет не о любом действии, которое связано с завышенной ценой. Цены могут повышаться и из-за экономических процессов, и если компания не доминирует на рынке, то эти механизмы применяться не будут. Но если компания — монополист рынка (занимает долю в 35%), то потребитель имеет права на возмещение убытков.

Сколько выплачивать потребителю — 1% или 15% — будет решать суд. Конечно, как отмечает представитель ФАС, это немного, но такая компенсация будет гарантирована законом и к тому же истец, получивший положительное решение о возмещении, сможет затем подать новый иск и требовать большей суммы.





Комментировать    Версия для печати